Рабочая программа факультатива "Логические и комбинаторные задачи"

23.11.2018

Рабочая программа факультатива

«Логические и комбинаторные задачи» 2 класс.

Рабочая программа организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению предназначена для работы с детьми 2 класса, обучающихся по УМК «Гармония» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их.

Цель программы : развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.

Задачи:

-расширение и углубление программного материала;

- формирование универсальных учебных действий;

- знакомство учащихся со структурой проектной деятельности, со способами поиска информации;

- привитие интереса к проектной деятельности;

- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является то, что она состоит из нескольких курсов, связанных с учебными предметами и реализуется на основе пособий входящих в состав УМК «Гармония» («Учимся решать комбинаторные задачи», «Учимся решать логические задачи» )Н.Б.Истоминой.

Ещё одной особенностью рабочей программы являются определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий.

Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;

- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 2 класс – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

- формирование и развитие универсальных действий.

Развивающий аспект:

- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы межличностных отношений;

Курс «Логические и комбинаторные задачи»

Актуальностькурса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Цель курса:

Øразвивать математический образ мышления

Задачи:

Øрасширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Øучить применять математическую терминологию;

Øразвивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;Хочу такой сайт

Øуметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Основные виды деятельности учащихся:

Øрешение занимательных задач;

Øучастие в математической олимпиаде;

Øсамостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Курс построен на основе дополнительных пособий (тетрадей с печатной основой «Учимся решать логические задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи».

Предлагаемые пособие имеют своей целью – формирование у младших

школьников универсальных учебных умений (действий) по решению логических и комбинаторных задач. С этой целью каждое задание составлено таким образом, чтобы предлагаемые задачи рассматривались и анализировались с разных сторон.

Основная функция комбинаторных задач – создать условия для формирования у учащихся приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование), для развития произвольного внимания и образного мышления и для усвоения тех вопросов, которые входят в содержание программы.

При составлении комбинаторных задач авторы руководствовались:

1) логикой построения начального курса математики (автор Н.Б. Исто­мина);

2) результатами психологических и методических исследований, связан­ных с решением комбинаторных задач младшими школьниками;

3) различными видами соединений (комбинаций), которые связаныс размещениями, перестановками, сочетаниями.

Комбинаторные задачи учащиеся сна­чала решают способом перебора (хаотичного или системного), а затем спомощью таблиц.

Эти способы не требуют введения в программное содержаниеначального курса математики новых понятий, то есть не перегружаютмладших школьников дополнительной информацией.

Процесс решения каждой логической задачи разбивается на систему дополнительных вопросов и заданий, посильных детям, направленных на знакомство с различными методами решения логических задач и подходами к оформлению процесса рассуждений. Выполняя предлагаемые задания, ребенок имеет возможность не только самостоятельно решить рассматриваемые логические задачи, но и научиться обобщенным, универсальным способам решения логических задач в целом.

Логические задачи решаются

преимущественно на основе рассуждений. Поэтому для того, чтобы научить детей

решать логические задачи, необходимо научить их рассуждать. Умение рассуждать основано на знании и умении использовать логические операции и правила рассуждений при построении умозаключений.

Подобранные в пособии задания знакомят младших школьников с основным

способом решения логических задач – методом рассуждений, состоящим в

построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с

наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:

словесным (в виде цепочки умозаключений – речевых высказываний);

табличным;

графическим.

В пособии имеются задания, знакомящие с исследовательским методом решения

задач, основанным на выдвижении и проверке всевозможных гипотез.

Содержание курса

Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания. Познакомить с графической моделью. Учить

соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения

логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. Учить табличному способу решения логических задач.

Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить оценивать истинность высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием. Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения получения умозаключений на основе построения отрицания высказываний. Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжение работы по формированию умения строить умозаключения на основе отрицания. Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Закрепление умения использовать операцию отрицания. Формирование умения достраивать графическую модель по логическому условию. Продолжение формирования умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. Формирование умения устанавливать соответствие

между текстом и графическими схемами. Продолжение формирования умения построения истинных высказываний.

Курс включает 68 занятий: два занятия в неделю,

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».