23.11.2018
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно- правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.
Цели программы:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие, как умение сотрудничать, нести ответственность за принятое решение;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способами приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
-формирование представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом питании) и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- обучать: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Целью реализацииосновной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждениядолжен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открыты внешнему миру.
В соответствии с ФГОСна ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе,
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающие принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле -здоровый дух» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «В здоровом теле здоровый дух» |
Литературное | Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок | Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок. |
Окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Наше питание. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды» Осанка – это красиво. Умеем ли питаться. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста. |
Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопен, Глинки и т. Д. | |
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс упражнений зарядки. День здоровья. |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. |
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебой и внеурочной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа жизни. А будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Разделы программы:
1. «Школа- наш второй дом»: личная гигиена, утренняя гимнастика, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи (8ч.)
2. «Я и мое здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений деятельности организма, здоровый образ жизни (8ч.)
3. «Спорт- это здорово»: конкурсы, соревнования, праздники (17-18ч.)
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье. Закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компоненов здоровья,подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости правильного питания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате работы формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности науроке и во врем проведении мероприятий;
- определять последовательность постановки целей с учетом конечного результата;
- уметь вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;
- осознавать, что усвоено и что еще подлежит усвоению;
- уметь выбрать линию поведения.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;
- обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;
- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- уметь работать в команде;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.
Предполагаемая результативность программы:
- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет), приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;
- портфель ученика (результативность деятельности).
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка. Любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого материала.