Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Размышляем, играем, творим».

23.11.2018

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.

Это положение может улучшиться в связи с переходом школ на новый ФГОС, но при этом переходе есть одна опасность: часть учителей может вновь нацелиться исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления.

Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.

Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

Данная программа является наиболее актуальнойна сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

Развивать образное мышление;

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать творческие способности;

Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

· соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

· содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Программа направлена на:

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно - деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.Хочу такой сайт

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики;

Диспуты;

Олимпиады;

Соревнования;

Интеллектуальные клубы;

Проекты;

Конкурсы;

Викторины;

Познавательные игры.

Методы и средства внеурочной деятельности

Беседа с учащимися;

Упражнения;

Поручения;

Составление плана

Система занятий по программе «Размышляем, играем, творим» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

· формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

· формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

· создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

· способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

· воспитание межличностных отношений.

Содержание программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатамосвоения программы «Размышляем, играем, творим»

В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

· формировать личностный смысл учения;

· формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

· осваивать способы решения проблем поискового характера;

· определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

· познавательные УУД;

· осознанно строить речевое высказывание;

· овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

· формировать мотивацию к работе на результат;

· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

· определять виды отношений между понятиями;

· решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

· находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

· устанавливать ситуативную связь между понятиями;

· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

· решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».