Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год 2023 -2024

К

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2023 - 2024 учебный год

Учебный план МБОУ «Ольховская прогимназия», реализующий основную
образовательную программу начального общего образования, является нормативно-правовым
документом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план составлен на основании нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 28).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №
05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
Устава МБОУ «Ольховская прогимназия»,
Локальных актов МБОУ «Ольховская прогимназия», не противоречащих законодательству
Российской Федерации.
Главной целью учреждения является создание условий для качественного образования и
развития потенциала ребенка в соответствии с его индивидуальными запросами и
возможностями.
Учебный план составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития
младших школьников и обеспечивает овладение учащимися федеральных государственных
образовательных стандартов, создает условия для развития ученика.
Реализация данного учебного плана позволит решить основные задачи начального
образования:
• сформировать предметные знания, умения и навыки по базовым предметам в соответствии с
федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего
образования
• создать условия для развития личности учащегося
• выработать навыки учебной самостоятельности, ответственности, инициативности.
Учебный план МБОУ «Ольховская прогимназия» предусматривает 4-летний срок освоения
образовательных программ начального общего образования.
МБОУ «Ольховская прогимназия» работает в режиме пятидневной недели.
Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебных недели, 2-4 классы - не менее 34
учебных недель. Продолжительность урока для 2-4 классов – 40 минут. Учреждение работает
в режиме школы полного дня. Допустимая аудиторная нагрузка для учащихся 1 классов – 21
час, для 2-4 классов – 23 часа. В объем максимально допустимой нагрузки входят по выбору
2

часы развивающих курсов. Максимальный объем домашних заданий соответствует нормам
СанПиНа (п.10.10.30. 2.4.2.2821-10) – в 1 классах домашние задания отсутствуют, во 2-3
классах – до 1,5 часов, в 4 классе – до 2 часов.
В 1 классе предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения. В сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый (время четвертого урока отводится на
занятия двигательного характера (физкультура), познавательную и игровую деятельность во
внеурочной форме), в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4
урока по 40 минут каждый.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой предельной нагрузки учащихся.
Для исключения перегрузки учащихся используются такие здоровьесберегающие методы,
как построение расписания учебных предметов на основе таблицы трудности предметов с
учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.
Время начала занятий является оптимальным – 8ч30м. Занятия проводятся только в
первую смену, что в наибольшей степени соответствует суточной динамике
работоспособности учащихся. Это позволяет понизить утомление учащихся при освоении
программ. Для поддержания недельной динамики работоспособности учащихся прогимназии
в расписании занятий предусмотрен облегченный день, который располагается в середине
недели. Облегченный день создается как путем уменьшения количества уроков, так и
планированием на этот день уроков по изучению средних и легких по степени трудности
предметов.
Оптимизации распределения учебной нагрузки способствует такие факторы, как
использование современных здоровьесохраняющих технологий в преподавании предметов,
создание благоприятной психологической атмосферы, повышающей мотивацию учащихся,
что снижает утомительное воздействие учебных занятий. Индивидуальное дозирование
объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря
применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий проводятся физкультминуты на уроках, динамическая паузы после второго и третьего уроков и
спортивные часы в расписании учебных занятий.
В структуре учебного плана выделяются две части:

обязательная часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса
Обязательная часть обеспечивает сохранение единого образовательного пространства в
Российской Федерации, как при шестидневной неделе, так и при пятидневной учебной неделе.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса учитывает возможности
образовательного учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности
школьников максимально при шестидневной учебной неделе и минимально – при
пятидневной учебной неделе.
Изучение части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана
общеобразовательного учреждения является обязательным для всех обучающихся данного
класса.
Предметная область «Филология» включает в себя предметы «Русский язык» (5
часов в неделю) и «Литературное чтение» (4 часа в неделю в 1-4 классах ). Предметная
область «Филология» включает также изучение учебного предмета «Иностранный язык
(английский)» (2 часа в неделю 2-4 классы). Основной задачей предметной области является
формирование:
- дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы;
3

- начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на иностранном языке
Основными задачами реализации содержания предметной области «Филология» на
начальном этапе общего образования являются:
- формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России
и за рубежом;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика» (4 часа в неделю). Основными задачами предметной области «Математика и
информатика» являются развитие математической речи учащихся, логического и
алгоритмического мышления, воображения.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметом «Окружающий мир», на который отведено 2 часа в неделю. Предмет является
интегрированным и включает в себя изучение элементарных правил поведения в
экстремальных условиях, а также особое внимание уделяется формированию у школьников
здорового образа жизни, социального опыта, развитию культуры познания природы, общения
и взаимоотношений. Основными задачами реализации содержания данной предметной
области является:
- формирование уважительного отношения к семье, городу, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предметная область «Искусство» представлена двумя предметами: «Музыка» (1
час) и «Изобразительное искусство» (1 час). В ходе изучения данной предметной области у
учащихся развиваются способности к художественному - образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» (1
час в неделю), изучение которого способствует формированию опыта как основы обучения и
познания, умения осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического
решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, формированию первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура» (2 часа в неделю), основными задачами которого являются:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и
социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Реализация программы предмета планируется с учетом климатических особенностей,
включая занятия на свежем воздухе. В целях дифференцированного подхода к организации
уроков физической культуры с учащимися в зависимости от состояния их здоровья и
медицинских показаний формируется три медицинские группы для занятий физической
культурой: основная, подготовительная, специальная. Занятия в этих группах отличаются
4

учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к
уровню освоения учебного материала. В соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, для
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной
медицинской группе, предусмотрены следующие виды текущего контроля: защита рефератов,
выступления с сообщениями (докладами), тестирование, презентация проектов и др. Итоговая
отметка в группах СМГ выставляется с учетом данных видов текущего контроля и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность), с учетом физической подготовленности и прилежания.
С целью формирования у учащихся мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, к диалогу с представителями других культур и традиций,
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России в учебный план 4-х классов включена
предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», которая
представлена курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю).
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ осуществлялся родителями (законными
представителями) учащихся, зафиксирован протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей. На основании произведенного родителями выбора
сформирована группа по изучению модуля «Основы светской этики». Оценка успешности
освоения курса в условиях безотметочного обучения предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала, которые могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. Презентация итогового проекта позволяет оценить
работу учащегося за весь курс.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, используется на
преподавание «Ритмики» (1 час в неделю 1-3 классы).
Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)

Предметные области

Учебные

Количество часов в

Вс

предметы

неделю

ег

классы

I

II

III

IV

5

5

5

5

20

4

4

4

4

16

о

Обязательная
часть
Русский язык и литературное
чтение

Русский язык
Литературное
чтение

Иностранный язык

Иностранный язык

–

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

–

–

–

1

1

Обществознание и
естествознание (окружающий
мир)

Окружающий мир
Основы

Основы религиозной культуры и

религиозной

светской этики

культуры и
5

светской этики
Музыка

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

0

3

1

1

1

0

3

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

21

23

23

23

90

Искусство

Изобразительное
искусство

Технология

Технология
Физическая

Физическая культура

культура

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Физическая культура

Ритмика

Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
Освоение обучающимися образовательной программы начального общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией в форме и порядке, определенных Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную, которая проводится по
каждому учебному предмету по итогам четверти, а также годовую промежуточную
аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации - в соответствии с календарным учебным
графиком.
Промежуточная аттестация обучающихся 1 классов проводится в форме:
-диагностических работ (русский язык, математика);
-техники чтения (литературное чтение);
-метапредметной проверочной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов проводится в форме:
-итоговой комплексной работы (русский язык, математика);
- техники чтения (литературное чтение);
-административных контрольных работ (по четвертям); -ВПР.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных
аттестаций. Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».