1 Паспорт программы развития МБОУ «Ольховская прогимназия»» на 2018–2021 годы Наименование программы Программа развития МБОУ «Ольховская прогимназия»» на 2018–2021 годы Разработчики программы В разработке программы принимают участие все категории работников школы, а также учащиеся, их родители (законные представители). К разработке программы при необходимости привлекаются общественные, научные и иные организации Координаторы Сухолозова Елена Валентиновна, директор МБОУ «Ольховская прогимназия» Смирнова Светлана Николаевна, методист МБОУ «Ольховская прогимназия» Педагогический коллектив МБОУ «Ольховская прогимназия» Исполнители программы Нормативно-правовая и методическая база для разработки программы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (в части образования), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. 3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р. 4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 07.02.2008 № Пр-212. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного, начального общего образования 8. Устав МБОУ «Ольховская прогимназия» Срок реализации программы развития – согласование программы развития на педагогическом совете – 17.12.2018; – период реализации – с 17.12.2018 по 31.12.2021 Основные этапы реализации программы развития Первый этап реализации программы развития: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение программы, организацию промежуточного и итогового мониторинга реализации программы. Второй этап реализации программы развития: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. 2 Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития Цель программы развития Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика Задачи программы развития – формирование устойчивой мотивации учащихся к повышению своего уровня подготовки через урочную и внеурочную деятельность; – активизация системы общественно-гражданского управления школой; – создание единого образовательного пространства «Школа – детский сад - родители – общественность»; – мониторинг реализации ФГОС в школе и дошкольных группах; – повышение качества работы с одаренными детьми; – реализация программы здоровьесбережения обучающихся; – организация работы летнего оздоровительного лагеря Ожидаемые результаты реализации программы – у обучающихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества; – учащиеся активно включены в деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности; – система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной; – максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования; – повышено профессиональное мастерство классных руководителей, воспитателей, их мотивация к самообразованию; – система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременно выявлять и анализировать изменения, происходящие в воспитательном процессе; – повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует совершенствованию семейного воспитания, усилению роли семьи в воспитании детей Структура программы развития Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния образования в школе: ресурсы и условия достижения результата Раздел II. Концепция программы развития Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Раздел IV. Мониторинг реализации программы развития 3 Порядок управления реализацией программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией школы. Корректировки программы проводятся методическим и педагогическим советами школы Порядок мониторинга реализации программы развития – обсуждение хода реализации программы на совещаниях при директоре, заседаниях педагогического совета, совета родителей (ежеквартально). Ответственный – директор (Сухолозова Е.В..); – публикация на сайте школы отчетов о реализации программы (ежемесячно). Ответственный – учитель (Арифова Л.А.); – анкетирование родительской общественности (ежеквартально). Ответственный – методист (Смирнова С.Н.); – отчет администрации школы перед учредителем или его представителем (ежегодно). Ответственный – директор (Сухолозова Е.В.) Ресурсное обеспечение реализации программы развития 1. Кадровые ресурсы. На данный момент 15% педагогам школы присвоена первая квалификационная категория, 23% – высшая. На момент завершения программы доля педагогов с первой квалификационной категорией должна составить 20%, с высшей – 70%. 2. Материально-технические ресурсы. На данный момент школа полностью укомплектована для реализации образовательных программ дошкольного и начального образования. На момент завершения программы школа должна создать материально-технические ресурсы для реализации программ дополнительного образования . 3. Информационные ресурсы. На данный момент в школе отсутствует локальная сеть для выхода в интернет. На момент реализации программы в школе должна быть налажена работа высокоскоростной локальной сети. Механизмы реализации программы развития школы: 1. Реализация в образовательной деятельности программ ФГОС. 2. Формирование социально-экономической компетентности учащихся. 3. Интеграция в учебном процессе образовательной программы, внеучебной деятельности. 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение инновационного образовательного процесса. 5. Оптимизация работы с одаренными детьми. 6. Кадровое обеспечение образовательного процесса. 7. Стажировка и повышение квалификации педагогических работников. 8. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса. 9. Материально-техническое и финансовое обеспечение программы развития. 10. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования. 11. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. 4 Введение Используемые термины и сокращения. Школа – МБОУ «Ольховская прогимназия» ; Программа – программа развития Школы на 2018–2021 годы; ФГОС НОО и ДОО – федеральный государственный стандарт начального и дошкольного общего образования; Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития Школы. В Программе отражаются системные, целостные изменения в Школе (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Программа включает в себя серию комплексных целевых проектов «Береги здоровье с детства» для всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей и иных участников образовательных отношений). Основными функциями настоящей Программы развития являются: – организация и координация деятельности Школы по достижению поставленных перед ней задач; – определение ценностей и целей, на которые направлена Программа; – последовательная реализация мероприятий Программы с использованием научнообоснованных форм, методов и средств; – выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы развития; – интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития Школы. Раздел I. Характеристика текущего состояния образования в Школе: ресурсы и условия достижения результата Информационная справка. Дата создания Школы: 17 августа 1998 года (на основании постановления администрации Ольховского района «О реорганизации Ольховского детского сада №2 «Дюймовочка». ). Учредительные документы Школы: Устав. Действующий Устав Школы утвержден приказом Отдела по образованию Администрации Ольховского муниципального района от 23.11.2015 № 222. Изменения и дополнения к уставу от 11.12. 2018г (Приказ №328). 5 Лицензия. 04.05.2016 Школа получила лицензию (серия 63Л01 № 0001249, регистрационный номер 436), дающую право осуществления образовательной деятельности по дошкольному и начальному общему образованию, а также по дополнительному образованию детей и взрослых). Лицензия бессрочная. Свидетельство об аккредитации. 23.08.2016 Школа прошла государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации 34А01 № 0001019, регистрационный номер 536). Свидетельство действует до 24.05.2024. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Основной государственный регистрационный номер: 1023404969532 Свидетельство о регистрации в налоговом органе. Основной государственный регистрационный номер 1023404969532. ИНН/КПП 3422006454/342201001. Контакты. Адрес школы: Волгоградская область, Ольховский район, с. Ольховка, ул. Базарная 16а. Телефон: 2-16-05. Электронный адрес: progimnasia2009@yandex.ru. Система управления Школой: 1. Общее собрание работников. 2. Педагогический совет. 3. Управляющий совет. Условия обучения в Школе: В Школе нет структурных подразделений. В ней обучают 80 учащихся и 60 воспитанников. Учебные занятия проводятся в одну смену. Режим работы Школы: пятидневная учебная неделя. Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Работают 2 группы продленного дня. На конец 2018–2019 учебного года дополнительное образование представлено 2 кружками на бюджетной основе и 4 – на внебюджетной основе. Для организации образовательного процесса имеются: – учебные кабинеты – 37, площадь – 243,3 м2; - игровые, спальни, раздевалки , площадь – 326,8м2 – туалетные комнаты, площадь – 92,6 м2; – музыкальный зал, площадь – 75,4 м2; – столовая (40 посадочных мест); – архив, площадь – 1 м2; – медицинский кабинет, площадь – 17,9 м2; – кабинет завхоза, площадь – 7 м2; 6 – учительская, площадь – 9,6 м2; – методический кабинет, площадь – 10,5 м2. Кадровый состав Школы: Всего в Школе работают 23 человека. Из них 13 – учителя и воспитатели, 10 – непедагогические работники. Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами: Почетная грамота Министерства образования РФ – 3 работника. Раздел II. Концепция Программы развития Современная школа призвана достичь ряда основополагающих задач, определенных потребностями развития общества: 1. Создание особых условий обучения, при которых уже в Школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 2. Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания. 3. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. 4. Создание условий для физического и психологического комфорта учащихся в Школе. 5. Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления толерантных взаимоотношений, развития коммуникативной культуры, нравственных качеств личности. 6. Сбережение здоровья учащихся. 7. Развитие у учащихся стремления к здоровому и безопасному образу жизни, занятиям спортом. 8. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Особый акцент в деятельности Школы делается на организацию воспитательной работы. Программа воспитания выстраивается с ориентацией на «портрет выпускника» как гражданина-патриота, культурную, гуманистическую, свободную и творческую личность. Содержание воспитательного процесса направлено на интеграцию воспитательного и образовательного пространства Школы через: – деятельность системы дополнительного образования (кружков, спортивных секций); – деятельность органов ученического самоуправления; – создание условий для развития творческой, интеллектуальной, нравственной личности, патриота и гражданина; – активизацию взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности; – повышение методического и профессионального уровня классных руководителей. Занятия в кружках и секциях дают возможность учащимся организовать досуг, выбрать для себя интересный круг общения и обогатить свой социальный опыт. Система дополнительного образования в Школе строится с учетом интересов и склонностей учащихся, их потребностей. Так, в Школе организована внеурочная деятельность по следующим направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное. 7 2. Гражданско-патриотическое. 3. Общеинтеллектуальное. 4. Общекультурное. 5. Социально значимое. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных). Основной формой внеурочной деятельности является проектная деятельность. Организованный таким образом образовательный процесс подготавливает учащихся к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств личности, как мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний и развитию требуемых умений. Также образовательный процесс помогает учащимся овладеть поисковым, проблемным, исследовательским и продуктивным типами деятельности. Программа также направлена на формирование у педагогических работников Школы компетенций и установок, которые необходимы для достижения результатов Программы. К ним относятся: – активное участие в научно-методической работе; – мотивация к продолжению инновационной деятельности; – качественный рост профессиональной активности; – системное повышение квалификации через самообразование, участие в профессиональных объединениях. Важную роль в обеспечении права детей на образование, в защите личности учащегося от вредных влияний на его физическое, психическое и нравственное здоровье играет работа социально-педагогической службы, основными задачами которой являются: – работа с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации; – работа по профилактике безнадзорности; – привлечение к воспитательной работе других организаций. В то же время проблемно-ориентированный анализ позволяет выявить проблемные точки образовательной системы Школы, на которых необходимо сосредоточить внимание руководству и педагогическому коллективу: – нормативно-правовая база не позволяет достаточно эффективно решать проблемы в образовательных отношениях в связи с расширением прав и обязанностей их участников; – профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования; – социум не всегда откликается на потребности Школы в расширении пространства социализации учащихся и взаимной ответственности за результаты образования. В связи с этим выделены следующие направления совершенствования образовательного пространства Школы: – приведение нормативно-правовой базы Школы в соответствие с новыми требованиями ФГОС и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; – оптимизация системы профессионального роста педагогических работников в рамках ФГОС; – развитие содержания и организации образовательного процесса; – обновление инфраструктуры Школы; – совершенствование системы взаимодействия Школы с внешней средой. Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты 8 Миссия Школы – помогать средствами современного образования стать успешным любому человеку, готовить людей, способных развиваться и развивать страну. Ключевые приоритеты развития Школы до 2020 года: 1. Расширение образовательных возможностей для учащихся через вариативность образовательных программ начального общего и дополнительного образования. 2. Совершенствование предметно-пространственной среды МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3. Совершенствование модели управления качеством образования. 4. Совершенствование систем работы по развитию талантов учащихся через создание центра исследовательских проектов. 5. Расширение партнерских связей со сторонними организациями в интересах развития Школы. 6. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. Целью Программы является повышение конкурентных преимуществ Школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: – формирование устойчивой мотивации учащихся к повышению своего уровня подготовки через урочную и внеурочную деятельность; – активизация системы общественно-гражданского управления Школой; – создание единого образовательного пространства «Школа – родители – детский сад- общественность »; – мониторинг процесса реализации ФГОС в Школе; – повышение качества работы с одаренными детьми; – реализация программы здоровьесбережения учащихся; – организация работы летнего оздоровительного лагеря. Этапы реализации: Первый этап реализации Программы развития: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение Программы, организацию промежуточного и итогового мониторинга реализации Программы. Второй этап реализации Программы развития: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов Программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий Программы, коррекция Программы. Третий этап реализации Программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий Программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития. Требования к условиям воспитания и социализации: – создание социально-воспитательной среды Школы, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.; – создание эколого-воспитательной среды Школы, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом; – создание эстетической среды Школы, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве Школы; – создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю Школы, ее культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников; 9 – взаимодействие Школы при разработке и реализации программы воспитания и социализации учащихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, православная церковь, армия, органы охраны правопорядка, СМИ); – взаимодействие Школы при разработке и реализации программы воспитания и социализации учащихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; – работа Школы с семьей, системное привлечение родителей учащихся к разработке и реализации школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся; – интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации учащихся; – направленность программ обучения, воспитания и социализации учащихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни; Основные направления и содержание воспитательного процесса, механизмы реализации в Школе 1. Гражданско-патриотическое направление «Ученик – патриот и гражданин» Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства. Формирование уважительного отношения к народам мира, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям. Признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. Задачи: – формировать у учащихся правовую культуру, способности ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом; – формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способности к осознанию своих прав и прав другого; – формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений; – воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны; – обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; – обучать проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. Виды деятельности: – изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения; – изучение биографий выдающихся граждан своей страны, патриотов и борцов за Отечество; – изучение примеров проявления молодежью и школьниками гражданской позиции, мужества, патриотизма; – организация встреч с представителями общества, истинными гражданами и патриотами своей страны; – развитие патриотических чувств учащихся через организацию, проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах; – посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции; – создание условий для проявления патриотизма учащихся, любви к Родине, месту, в котором учащийся растет, к Школе; 1 0 – активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся; – поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм; – организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. Формы внеклассной работы: – тематические классные часы, посвященные правовой грамотности, истории Российской гражданственности, толерантности, безопасному поведению, поведению на дороге, в интернете, пожарной безопасности; – встречи с представителями правоохранительных органов, разных профессий, экскурсии на предприятия города; – посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; – конкурсы, игры, концерты, посвященные правовой и патриотической тематике; – мероприятия месячника, посвященного Дню защитника Отечества, конкурсах «Смотр строя и песни», «А ну-ка, мальчики!», конкурсе сочинений «Защитникам Отечества посвящается…»); – шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших тяготы войны); – благотворительные акции, например, «День пожилого человека», «Дети – детям» и др. 2. Духовно-нравственное направление «Ученик и его нравственность» Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Задачи: – знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; – изучать с учащимися нравственные традиции их семей; – моделировать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; – развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков; – способствовать приобретению положительного нравственного опыта и опыта преодоления в себе желания совершать безнравственные поступки; – создавать условия для приобретения учащимися нравственных знаний, совершения нравственных поступков; – создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. Виды деятельности: – изучение нравственной воспитанности учащихся, определение возможных путей ее коррекции необходимыми методами и формами воспитательного воздействия; – изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах; – разностороннее развитие нравственного мышления учащихся; – привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся; – учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению; – создание условий для проявления учащимися своих нравственных качеств; – консультирование школьным психологом родителей учащихся, классных руководителей; – поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки; – организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование нравственной культуры учащихся. Формы внеклассной работы: 1 1 – тематические классные часы, посвященные памяти жертв политических репрессий, нравственному поведению в критических ситуациях и в повседневной жизни; – праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы; – тренинги нравственного самосовершенствования в форме эссе на нравственноэтические темы с последующим обсуждением; – посещение кино и театров с последующим обсуждением; – экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города; – поисковая работа, участие в этнографических экспедициях; – конкурс проектных экологических работ. 3. Интеллектуальное направление «Ученик и его интеллектуальные возможности» Цель: создание условий для совершенствования знаний и умений учащихся, приобретения ими навыков самообразования, усвоения ценностного отношения к результатам человеческого труда. Задачи: – формировать систему мотивации к учебе на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении; – организовать для учащихся общественно полезную социальную деятельность; – создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе общественно полезной деятельности; – формировать гуманистическое отношение учащихся к миру; – знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей; – создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся; – поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию; – давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в Школе и за ее пределами; – разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии; – создавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов; – формировать нетерпимое отношение к лени, незавершенности дела, к небрежному отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершен; – воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; – поощрять и поддерживать самообразование, занятия в библиотеках, музеях, лекториях и т. д. Виды деятельности: – изучение интеллектуальных возможностей учащихся и динамики изменения их интеллектуальных достижений; – формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы; – развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; – развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности; – создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий; – стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении. Формы внеклассной работы: – классные часы, посвященные анализу успеваемости учащихся; – экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок; – творческие объединения по интересам в классе и в Школе; 1 2 – интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции в рамках Школы; – интеллектуальные игры и викторины в рамках Школы; – конкурсы на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку и т. д. 4. Спортивно-оздоровительное направление «Ученик и его здоровье» Цель: создание условий для освоения учащимися знаний о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Задачи: – формировать устойчивые умения и навыки сохранения здоровья; – формировать культуру здоровья; – формировать экологически грамотное поведение в Школе, дома, в природной среде; – создавать условия для демонстрации учащимися своих достижений по сохранению здоровья; – способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом. Виды деятельности: – изучение состояния здоровья учащихся и динамики изменения спортивных достижений; – формирование экологической культуры средствами воспитательной работы; – развитие всестороннего и глубокого интереса к здоровому образу жизни, потребности в сохранении и улучшении здоровья; – развитие творческой инициативы и активности учащихся в спортивнооздоровительной деятельности; – стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении; – создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий; – создание правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, чередования учебы и отдыха с учетом экологических факторов окружающей среды. Формы внеклассной работы: – классные часы, посвященные здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек; – тематические игры, театрализованные представления для учащихся младших классов; – школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слеты, экологические лагеря, походы по родному краю; – конкурсы творческих работ на тему пропаганды здорового образа жизни; – спортивные объединения по интересам; – благотворительные акции, например, «Повесь кормушку» и т. д. 5. Художественно-эстетическое направление «Общение и досуг ученика» Цель: создание условий для позитивного общения учащихся в Школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности. Задачи: – формировать у учащихся культуру общения; – раскрывать таланты и способности учащихся; – оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе творческих объединений; – демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности. Виды деятельности: 1 3 – анализ сложившихся между учащимися отношений в классе, в Школе; – развитие представлений о душевной и физической красоте человека; – формирование чувства прекрасного; – практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций; – стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении. Формы внеклассной работы: – классные часы, посвященные прикладному искусству, организации досуга; – публичные лекции о выдающихся произведениях искусства, которые проводят сами учащиеся; – экскурсии на художественные выставки, в музеи, театры, галереи с последующим обсуждением, оформлением в виде презентаций, эссе и др.; – общешкольные концерты, спектакли, выставки, в которых участвуют учащиеся; – встречи, ролевые игры, беседы; – конкурсы на украшение класса, Школы. 6. Работа с родителями «Ученик и его семья» Цель: осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека. Задачи: – создать условия для активного и полезного взаимодействия Школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; – позитивно влиять на формирование у детей и родителей семейных ценностей; – преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях; – способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; – создавать условия для духовного общения детей и родителей; – создать систему целенаправленной воспитательной работы для психологопедагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей. Виды деятельности: – создание банка данных о семьях учащихся, их потребностях и ценностях; – изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; – сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье; – создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»; – разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики; – организация проведения совместного досуга родителей и детей; – демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания. Формы внеклассной работы: – тематические классные часы, посвященные семьям учащихся, их истории, традициям, ценностям; – тренинги для родителей учащихся; – индивидуальные и групповые консультации, беседы с учащимися и их родителями; – выставки творческих работ учащихся и их родителей; – экскурсии, совместные походы, спортивные состязания учащихся и их родителей; – совместные праздники («День матери», «Две звезды», «День пожилого человека», «Школьный звездопад» и т. д.). 7. Работа по проекту «Лаборатория пространства» 1 4 Цель: Совершенствование предметно-образовательной среды у воспитанников, через оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием,с учетом планируемых изменений в образовательном процессе и в соответствии с ФГОС ДО. Планируемые направления деятельности: Проведение качественного анализа материально-технической базы предметно- пространственной среды; 2. Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них; 3. Создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных и возрастных детских возможностей и способностей (дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании); 4. Реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства, согласно ФГОС ДО; 5. Проведение планового тематического контроля по созданию предметнопространственной среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО. 1. Раздел IV. Мониторинг реализации программы развития Ожидаемые результаты Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов Повышение уровня подготовки учащихся, охваченных индивидуальными образовательными маршрутами Повышение эффективности работы методической службы Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств Критерии эффективности Устойчивая положительная динамика образовательных достижений учащихся. Рост удовлетворенности родителей учащихся качеством образовательных услуг по результатам анкетирования Рост успеваемости среди учащихся по индивидуальным образовательным траекториям Методическая служба более эффективно решает задачи кадрового отбора, обучения, проводит текущее консультирование педагогов, регулярно организует методические семинары, издает сборники Увеличение доли использования ИКТ-инструментов в образовательном процессе и администрировании Школа налаживает сетевое взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества Школа налаживает сетевое взаимодействие с организациями среднего профессионального и высшего образования 1 5 Развитие исследовательской и проектной деятельности Увеличение количества учащихся, включенных в проектные и исследовательские формы работы, принявших участие и ставших победителями конференций, конкурсов различного уровня Повышение эффективности Повышение результативности по выявлению, системы по работе с одаренными и поддержке и сопровождению одаренных детей и рост талантливыми детьми результативности интеллектуально-творческих достижений Изменение образовательной Увеличение доли современного учебного ИКТсреды: пополнение материальнооборудования и программного обеспечения технических ресурсов Школы современным учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением 1 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)